Жизнь под куполом: слежка за журналистами как диагноз для власти

Главный редактор информационного портала Newsmaker.md Владимир Соловьев впервые заметил серый автомобиль с подозрительными пассажирами после встречи с одним из депутатов парламента. Были и до этого любопытные эпизоды, но всякий раз, когда кто-то заговаривал о тотальной слежке, Володя этому не верил. Тема поднималась и на той самой встрече с парламентарием Вадимом Пистринчуком. «У тебя паранойя», – пошутил Соловьев. Вскоре ему стало не до шуток. Ту же машину он увидел возле офиса редакции на следующий день. Люди в черных куртках были рассредоточены по улице.

Заметив слежку, Соловьев решил посоветоваться со своим другом, адвокатом Штефаном Глигором. Они сидели в кафе в центре Кишинева, а серый Киа, уже по традиции, стоял на улице. Друзья решили вызвать полицию.

Владимир Соловьев будет добиваться максимальной огласки этого дела. В то, что следивших за ним субъектов как-то накажут за нарушение закона, он не особенно верит.

Тотальный контроль власти над оппозицией, журналистами и вообще, любыми гражданами, которые настроены критически, уже стал в Молдове чем-то обыденным. И хотя тот же главред Ньюсмэйкера относился к теме скептически, он, как и многие другие, уже давно говорил с коллегами и политиками только при помощи интернет-мессенжеров. По открытой линии в этой стране уже не разговаривает почти никто из людей, хотя как-то связанных с журналистикой, общественной деятельностью или политикой.

Доктор истории, бывший депутат парламента Марк Ткачук уверен, что слежка за Соловьевым специально велась столь нагло и открыто, потому что целью было вовсе не выяснение деталей его жизни, а запугивание.

За Марком Ткачуком тоже в свое время следили, правда, выглядело это, по его словам, довольно бессмысленно, если не комично.

Хотя практика использования представителями правящей партии частных и государственных структур для слежки за гражданами стала в Молдове обыденностью, это не означает, что она легально или приемлема.

Евросоюз и США выделяют Молдове гранты на развитие демократии, однако, как выясняется, при помощи этих денег власть развивает совсем другие направления. Вице-председатель Нашей партии Дмитрий Чубашенко, отмечает, что в ситуации с Владимиром Соловьевым есть и доля иронии: ведь информационный ресурс, который он возглавляет, финансируется, по словам Чубашенко, как раз за счет таких грантов.

По мнению Марка Ткачука, построение системы тотального контроля власти над обществом в Молдове вполне объяснимый ход со стороны председателя правящей Демпартии. Это политформирование с рекордным антирейтингом может существовать только до тех пор, пока оно остается у власти: перехода в оппозицию ДПМ не переживет, а поэтому будет делать всё, чтобы удержаться, попутно строя в европейском государстве некую форму тоталитаризма с бессарабской спецификой.

Впрочем, удерживать власть такими методами, которые использует ДПМ, в долгосрочной перспективе не получится. Марк Ткачук считает поведение власти опасными как для страны, так и для самой правящей партии.

Отметим, что слежку за представителем прессы уже осудил Центр независимой журналистики, который призывает прокуратуру объективно расследовать дело.

Cmentariile sunt închise

Secret Link
Hide picture